Идейный кризис антиглобализма

А. Шубин
2002 г.


18 ноября прошла пресс-конференция участников прошедшего во Флоренции 6-10 ноября Европейского социального форума — съезда Антиглобалистского движения. В России мировой антиглобализм представляют профессор А. Бузгалин и представители нескольких небольших марксистских групп. Флорентийский форум не получил такого же освещения, как февральский съезд антиглобалистов в Порту-Алегро. Участники пресс-конференции посетовали на «заговор молчания» вокруг Флорентийского форума. Посему же Флоренция не прославилась также, как Порту-Алегро. В том бразильском городке собрались атиглобалисты, которые должны были сформулировать конструктивную программу движения, ответить на вопрос: ради чего, собственно, дебош затеваем? И сформулировали нечто в стиле: за все хорошее, за демократию, против угнетения и всего плохого. Флоренция, как мы увидим, практически ничего не добавила к этому. Крайне размытая, очень умеренная программа движения разочаровывает не только его участников, но и наблюдателей. С одной стороны — ультрарадикальный имидж, готовность бить стекла витрин, с другой — социал-либеральная риторика, отсутствие ясных целей, которые отличали бы антиглобалистов от умеренных социал-демократов.

Участники пресс-конференции подчеркивали, что Антиглобалистское движение объединяет (в России, видимо, должно объединить) молодежные, рабочие и зеленые движения. Но во Флоренции не было ни крупнейших российских экологических организаций (в заветный автобус на Флоренцию попали «Хранители радуги»), ни большинства профсоюзов. Рабочее движение представляли авиадиспетчеры и профсоюз «Защита труда». Да и идейный спектр «представителей российской молодежи» был предельно узок (в Европе антиглобалистами являются все же не только марксисты-ленинцы, но и демократы с анархистами). Как рассказал мне в кулуарах один из рядовых участников Флорентийского форума, демократические традиции неформального общественного движения на антиглобалистских конференциях постепенно теряются. Это касается и подбора делегатов «от России», и организации выступлений. Кто готовит конференцию, тот и заранее записывается выступать. В итоге — претензии «рядовых» участников к марксистской группе «Альтернатива» А. Бузгалина, представители которой выступали «от России» в три раза больше, чем все остальные российские активисты. Но, увы, такой подбор выступавших все равно не решил главную задачу, которая стоит перед Антиглобалистским движением. Снова звучали речи с критикой капитализма и «угнетения по сексуальному признаку», и снова сухим остатком зажигательных речей против неолиберального глобализма за «иной глобализм» остаются общие слова: «Мы стремимся к созданию мира равенства (речь, видимо, идет о равноправии — А.Ш.), социальных прав и уважения многообразия; мира, в котором образование, достойная работа, здравоохранение и жилище являются правами для всех, включая также право на потребление безопасной пищи, произведенной фермерами и крестьянами, мира без бедности, без сексизма, расизма и гомофобии, мира, где человек будет стоять выше прибыли; мира без войны». Под этими общими словами со сладковатым привкусом подписались бы и «розовый» германский канцлер Герхард Шредер, и его бледно-зеленый министр Йошка Фишер. На то, что идеи антиглобалистов ничем не отличаются от социал-демократии, обратил внимание присутствовавший в зале социал-демократ-горбачевец Милитарев. Отвечая ему, лидер троцкистской группы «Социалистическое сопротивление» И. Будрайтскис возражал: мол, нам, антиглобалистам нечего делать рядом с социал-демократами. Но факт остается фактом — движение выдвигает умеренно социал-демократические лозунги и играет по правилам социал-либерального крыла нынешней мировой элиты. Заявив себя как нечто новое, как движение, стремящееся к преобразованию нынешней глобальной системы управления, которая ведет мир к гуманитарной и экологической катастрофе, антиглобалисты в итоге стали партизанами социал-либералов в их тактической борьбе с неолиберальными «ястребами» глобализации. Таким это движение останется, пока его идеологи не станут вырабатывать стратегию преобразования общественных отношений в соответствии с приоритетами сохранения окружающей среды, гражданских прав, низовой демократии, преодоления социального раскола и самого господства элиты «злотого миллиарда».