ЧТО ТАКОЕ "АНТИГЛОБАЛИЗМ" И ПОЧЕМУ ОН ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ

Влад Тупикин

obschtschina@mail.ru
2004 г.


Заметки на полях программы Европейского социального форума

"Антиглобалистское" движение (сразу беру этот термин в кавычки, а почему - объясню позднее) до сих пор рассматривается в нашей стране в ряду таких чисто западных феноменов, которые к нам, якобы, никак не приложимы. Такому пониманию в немалой степени способствуют отечественные СМИ, изображающие "антиглобалистов" исключительно как толпу хулиганов, дерущихся с полицией и крушащих витрины - что-то типа футбольных фанатов, только хуже, потому что с красными и чёрными флагами.


Три мифа

В этой традиционной картинке все детали - передержка и искажение. Во-первых, помимо передовых отрядов, сражающихся с полицией и сокрушающих капиталистическую собственность (разгрому подвергаются обычно не просто "какие-то" витрины, а витрины банков и офисов особо ненавистных транснациональных корпораций, прославившихся нарушением трудовых прав работников, загрязнением окружающей среды и т.п. делами, как, например, витрины "МакДональдсов") и составлющих почти обязательный компонент всех наступательных радикальных политических движений, есть в "антиглобализме" и размышляющая, думающая составляющая, есть масса дискуссионных и даже исследовательских групп, проходит множество семинаров и конференций, выходит огромное количество периодических и разовых публикаций. Да и те, кто со стороны "антиглобалистов" участвует в прямых стычках с полицией - это не бездумное стадо, это люди, пришедшие к определённым выводам о сути капитализма и о способах борьбы с ним на современном этапе и, в отличие от многочисленных "пикейных жилетов", практикующие эти способы, в необходимости которых они убедились в ходе теоретических дискуссий. В лице передовых отрядов "антиглобалистов" мы видим довольно массовый пример того, как критическая теория соединяется с практикой прямого действия в единый, как сказали бы теоретики, дискурс, в единый - я выражусь попроще - способ проживания и изменения политической реальности, окружающей нас. Нормальное, гармоничное сочетание мышления и действия, мозга и кулаков, рассуждения и эмоции.

Ещё одна подмена, которую совершают с "антиглобалистским" движением наши СМИ - выдают его за западный феномен. Однако, движение "антиглобалистов" носит всемирный характер - и массовые акции, и массовые форумы, и низовые проявления движения характерны как для западных стран, так и для стран "третьего мира" - просто новости из этих стран нечасто попадают на наши телеэкраны и страницы газет.

И, наконец, третье - "антиглобалистское" движение, по сути, не является АНТИ-глобалистским, это всемирное движение за ДРУГУЮ глобализацию. И это не просто игра слов. Тут дело глубже, дело в принципиальном глобальном обмане населения правящими кругами относительно сути сложившегося мирового порядка и методов, применяемых современным капитализмом для управления миром. Когда в середине 80-х годов "социальное государство", существовавшее в большинстве развитых западных стран (то есть система разнообразных социальных гарантий - пособий, страховок, бесплатного или дешёвого образования и медицины и т.п.) стало уж слишком большой обузой для капитализма, втянувшегося в затяжной кризис, направление политики было довольно быстро изменено в сторону так называемого неолиберализма. Пропагандистская машина капитализма объясняла населению ухудшение и удорожание жизни уж конечно не системным кризисом самого капиталистического способа производства и присвоения товаров, а тем, что "изначальный", "чистый" капитализм был замутнён кейнсианскими социальными вытребеньками. Под этот вой и плач об утрате "изначальной свободы рыночной конкуренции" пошла волна приватизации учреждений общественного сектора, сворачивания социальных выплат и пособий, повышения или введения платы за обучение и т.д., и т.п. Этот курс быстро получил название неолиберального. И уже это было его слабой чертой. "Неолиберализм" - термин идеологический, смысловой и составной. Его можно разложить на части, проследить его исторические корни, "вскопать" его социальный смысл и социальный смысл его предшественника - "классического либерализма". И, благодаря этому, быстро и несложно прийти к выводу о его банальной и жестокой людоедской капиталистической сущности. Именно для того, чтобы скрыть социальный смысл происходящих перемен, пропагандистами капитализма был выдуман термин "глобализация", как бы объективный, в самом себе несущий смысловой оттенок неизбежности, непреодолимости, безальтернативности - вроде сильного ветра, писать против которого - зряшное дело. Так противники капиталистического неолиберального реванша и получили от буржуазных СМИ кличку "антиглобалисты". Но в этом контексте "антиглобалисты" - это уже не просто идиоты, пытающиеся противостоять "естественному" ходу вещей, это люди, которым, называя их "антиглобалистами", навешивают внешний, пристяжной, не присущий им самим смысл, ассоциируя их с консерваторами, сторонниками сохранения непроницаемых границ, маленьких полуфеодальных государств, затхлой сермяжности, и т.д., и т.п. И на эту удочку начинают попадаться различные фундаменталисты, пытающиеся обнаружить в "антиглобалистском" движении своих союзников или даже вовсе присоединиться к нему. В России, например, этим занимаются всевозможные православные обскурантисты, борцы с ИНН как с печатью зверя (ИНН опасен, но вовсе не этим, а как составлющая всё более тотального государственно-корпоративного контроля за личностью) и т.п.

Учитывая всё это, "антиглобалисты" стараются избегать этого термина, используя другие, вроде "противники капиталистической глобализации", "борцы за другую глобализацию" и т.п. Но это длинновато, трудновыговариваемо - и вот, вроде бы, в последнее время появился термин, который добровольно принимают многие люди из движения - альтерглобалисты или, как говорят французы, альтермондиалисты.

Один из этих двух терминов - и уже без кавычек, - я и буду использовать в этой статье далее.


Альтермондиализм и мы

Ещё несколько слов надо сказать о том, что движение альтермондиалистов не едино, не унифицировано и не то, что не подчиняется общему "командованию", а просто не имеет его - и это хорошо. Движение построено и продолжает строить само себя по сетевому принципу. В него входят многочисленные специализированные группы, занимающиеся изучением/исследованием/борьбой против тех или иных аспектов современного капитализма - экологической, миграционной, образовательной политики, политики приватизации (например, приватизации водных ресурсов - неверотно, но дошло и до этого!) и др. По убежденим это могут быть анархисты, социалисты, левые лейбористы, неортодоксальные коммунисты, левые экологи и профсоюзники и даже лево-либерально настроенные активисты некоторых НГО, понимающие, что современный капитализм представляет угрозу самим основам свободы личности как таковой, а не только тому, как и на чьи деньги эта личность будет получать образование, медицинское обслуживание, какую еду есть и какую воду пить. Столь же разнообразны и методы действия альтермондиалистов. Это ведь не только массовые акции, которые показывают по телевидению (заметим, что в проследние года три - всё более скупо, хотя движение отнюдь не идёт на спад), это могут быть какие-то локальные семинары, пикеты, представления уличных политических театров или жонглёров, это может быть совсем "незаметная" работа, вроде того, как бразильские анархисты учат детей в пролетарских трущобах грамоте - потому что никто, кроме них, этих детей не обучит, или вроде того, как берлинские автономы помогают найти дешёвых или бесплатных адвокатов и перевести необходимые документы иранским, афганским и другим беженцам из стран "третьего мира", которым никто, кроме них, не поможет.

Что же до больших акций протеста вроде знаменитых сражений в Гётеборге (Швеция) и в Генуе (Италия) в 2001 году, когда полиция открыла огонь боевыми патронами по демонстрантам, то они обычно приурочены к саммитам европейской или мировой государственной и корпоративной элиты, и мобилизующим фактором для противников капитализма явлются скорее сами представители элиты, назначающие свою сходку в определённом городе и в определённое время. Для думающих и подвижных молодых (и не только молодых, кстати!) политических активистов достаточно знать только это, а также обладать желанием "проучить этих сволочей", чтобы собрать рюкзак и выдвинуться к месту, которое через несколько дней попадёт во все выпуски новости по всему миру.

Надо сказать, что в этом альтермондиалистском интернационале участвуют люди и из Восточной Европы. На больших протестных акциях и больших дискуссионных форумах обычно бывает много поляков, чехов, венгров, я видел финнов, литовцев, болгар, хорватов... Есть и наши соотечественники. И началось проникновение бывших советских граждан в мировой альтермондиализм не вчера.

В 1996 году группа российских анархистов выезжала на Межгалактический конгресс против неолиберализма в Берлин. В 1997-м на аналогичном мероприятии в Мадриде побывали анархисты из Москвы и Минска. Летом 1997 года на международную блокаду строившейся тогда атомной станции в Темелине, недалеко от чешско-австрийской границы, выехало около 50 человек из Европейской России, с Урала, из Белоруссии и Украины - в основном, это были анархисты и радикальные экологи. Затем, с 98 года, за поездками становится уследить всё труднее. Но скажем, что СНГ-шные анархисты, радикальные зелёные и леваки были и в Тампере в 1999-м, и в Праге в 2000-м, и в Гётеборге в 2001-м, и в Генуе в том же году, и дальше, дальше, дальше. Не молчали о своих взглядах и своей борьбе отечественные альтермондиалисты и внутри страны. Ещё в 96-м году появились соответствующие публикации в анархо-экологической газете "Хранители Радуги", а чуть позднее - и в радикально-экологическом журнале "Третий путь", в 1998-м была подготовлена и выпущена (тираж, конечно, давно разошёлся) толковая брошюра "Сопротивляйтесь власти корпораций". В 2002-м вышел первый номер "антиглобалистского" журнала "Мегафон", в сети появилась масса сайтов. Наконец, с 2001 года уверенно работает русскоязычная Индимедия http://russia.indymedia.org - наше отделение всемирной информационной сети противников современного капитализма, родившейся в дыму газовых гранат во время знаменитой "битвы в Сиэттле" осенью 1999-го, когда 50 тысяч протестующих физически не допустили проведения в городе саммита Всемирной торговой организации.

В общем, у поездки "СНГ-шной сотни" в ноябре 2003-го в Париж на европейский социальный форум была своя предыстория. К этому времени "антиглобализм" в российском протестном сообществе стал, более или менее, моден. Искупаться в лучах медийной славы "антиглобалистов" пытались различные комсомолы, различные "взрослые" политические структуры. Национал-большевистская партия в присущей ей манере вообще объявила себя единственными настоящими "антиглобалистами", а троцкисты из Комитета за рабочий интернационал и некоторые их союзники попытались создать какое-то подобие "антиглобалистской партии" с индивидуальным членством, используя для этого довольно конформистский по сути, но "круто" и по-молодёжному звучащий международный лэйбл АТТАК. И только те, кто участвовал в международном альтермондиалистком движении с самого начала, то есть анархисты, а также радикальные экологи из "Хранителей Радуги", посмеивались или ехидно улыбались, глядя на всё это.


Зачем нужны форумы

Итак, осенью 2003-го передвижная столица "антиглобализма" временно обосновалась в Париже, а вернее - в его пригородах. Здесь в течение пяти дней проходил второй Европейский социальный форум (и сопутствующие ему мероприятия) - большой съезд альтермондиалистов со всей Европы, не исключая Восточной, а также немножко из Азии, Африки, Америки, Австралии - в общем, со всего мира. Социальный форум - это много-много заседаний и обсуждений, как на экономическом форуме в Давосе, но с другим подтекстом. И сопутствующие мероприятия - это не погромы парижских магазинов, банков и бирж, как, возможно, уже подумал проницательный читатель, а тоже заседания, но организованные немного по-другому и с несколько иными целями. Скажем, женская ассамблея, проведённая феминистками, практическая лаборатория по обмену опытом, организованная медиа-фриками. Это, во-первых, будет позамысловатее, чем просто хакеры, а, во-вторых, это вполне серьёзно - скажем, в Италии, где три крупнейших телеканала принадлежат премьер-министру Берлускони, нередки случаи сквотирования (захвата) телеволны и временной трансляции альтетнативных телепрограмм вместо обычного государственно-корпортаивного теленавоза. Это и многое другое как раз и обеспечивают медиа-фрики, ребята и девчонки с красными, синими, зелёными, фиолетовыми и бог знает какими волосами, с килограммами железа в бровях, ноздрях, губах и т.д., внешне выглядящие подчас странновато, как какие-то "космические панки-инопланетяне", но делающие для всемирного протестного движения очень важную и очень нужную работу, выстраивая для него собственную информационную систему, альтернативную империалистическим СМИ - поблагодарим их за это! Или Европейский либертарный форум, в котором участвовали мужчины, женщины и собаки, причисляемые к анархическому крылу европейского протестного движения.

Зачем антиглобалистам съезды, почему им недостаточно больших демонстраций, битья витрин и драк с полицией? Во-первых, потому, что не все они - драчуны, а, во-вторых, потому что драк уже недостаточно. Конечно, именно благодаря многочисленным эксцессам с полицией движение противников капиталистической глобализации завладело общественным вниманием и, вслед за уличными боями в Сиэттле в 99-м, в Праге в 2000-м, в Гётеборге и Генуе в 2001-м (и так далее) смогло прокричать на ухо обывателю несколько своих конструктивных предложений по поводу налогообложения (налог Тобина на финансовые спекуляции), приватизации (приватизация водных ресурсов на Западе и в Третьем мире уже началась, альтермондиалисты надеются ей воспрепятствовать, предлагая иные варианты решения водной проблемы), борьбы с обнищанием и загрязнением окружающей среды и т.д. Как сказал по этому поводу российский политолог Борис Кагарлицкий, насилие - это пиар бедных. Да, всё это так. Только одного пиара недостаточно, когда нужно превратить политические лозунги в конкретные политические результаты. Мировые элиты который год делают вид, что не слышат голоса простестующих, основные направления европейской, американской, африканской (далее - по списку) политики остаются прежними - торжество неолиберализма, снятие последних препятствий на пути развития транснациональных корпораций, размывание среднего класса (там, где он был), дальнейшее обнищание, социальная и политическая маргинализация больших слоёв населения, постепенное (довольно быстрое) формирование того, что редакторы немецкого журнала "Шпигель" назвали "обществом 20 к 80-ти", в котором 20 процентов населения владеют всем, а 80 - ничем.

Возможно, именно это отсутствие реальных политических рычагов и заставило более конформистскую (или более конструктивную, по самоопределению) часть движения в 2000 году собраться на первый Всемирный социальный форум в бразильском Порту-Алегри, городе, уже несколько лет управляемом левым муниципалитетом во главе с Партией трудящихся. В 2002-м настал черёд Европейского социального форума (первый континентальный съезд антиглобалистов принимала управляемая коммунистической мэрией Флоренция), в 2003-м Форумы начали дробиться по регионам, в частности, в конце июня-начале июля альтермондиалисты Сибири провели свою встречу под Барнаулом.


Бюрократия и сеть

Во Флоренцию на первый Европейский социальный форум приехало 30 тысяч участников и гостей, на Парижском их было тысяч на 10-15 больше. Программа форума, бесплатно раздававшаяся тут и там, вышла в виде газеты-таблоида объёмом 56 страниц, на которых я насчитал то ли 770, то ли 870 мероприятий (сбился при подсчёте). Но большинство пришедших и приехавших участвовали в больших пленарных заседаниях (скажем, на пленарке по Чечне было человек 900, и она не была самой многолюдной, - всё-таки тема эта во Франции не такая модная), где несколько тысяч человек по три часа слушали пять-шесть говорящих голов, как в телевизоре, только без рекламных пауз. Эффективность такого рода собраний с точки зрения реального обсуждения проблемы невелика, зато очень неплохо срабатывает в качестве дополнительного избирательного ресурса - и это, возможно, вторая причина большой популярности социальных форумов у левых политиков.

Отчасти такие форумы - это своего рода реванш левых партийных и профсоюзных бюрократий, которые с самого начала альтермондиалистского движения были отодвинуты в сторону, ведь протест альтермондиалистов был очевидным протестом нового поколения - не только против капиталистов, но и против "профессиональных борцов с капитализмом", против их застывших идей и методов. Официально большим левым партиям не разрешается участвовать в социальных форумах, поскольку само альтермондиалистское движение рождалось как протест вне старых партийных рамок, протест неформальный, живой, незакостеневший, протест, оппозиционный не только по отношению к традиционным и нетрадиционным правым, но и к традиционным левым партиям. Но ни для кого не секрет, что партии участвуют и в финансировании, и в организации форумов - никто же не мешает представить важного партийного деятеля профессором социологии или руководителем профсоюза, кем они параллельно и являются. Именно через социалистические и коммунистические партии, через их представителей в муниципалитетах, через левые мэрии идёт и большая доля финансирования этих мероприятий. Так, делегация из бывшего Советского Союза, "СНГ-шная сотня", ночевала в спортзале одного из французских пригородов, в мэрии которого вечером после приезда зафрахтованного в Минске автобуса был устроен торжественный приём в нашу честь. Заместитель мэра, коммунист, говорил прочувствованные слова, русские, белорусские, украинские, казахские и молдавские альтермондиалисты пили вина и соки, подкреплялись печеньем, а кто-то даже остался танцевать под мелодии и ритмы африканской эстрады, орагнизованные по окончании официально-пиджачной части местными чернокожими диджеями.

Конечно, охватить все 870 мероприятий большого форума и ещё сотню или около - малого (анархистского), было не под силу ни одному делегату. Единственная вменяемая тактика в таких условиях - разбежаться по разным уголкам парижского региона, по разным залам, школам, ангарам и коридорам - и общаться, общаться, общаться, находить себе единомышленников со всего мира на много лет вперёд. Анархисты из России, Украины, Беларуси и Сибири так именно и поступили. Я лично познакомился с чуваками и чувихами из Хорватии, Болгарии, Австралии, Венгрии и Армении, обновил кое-какие старые контакты с немцами, голландцами, французами и испанцами. Коммунисты же постсоветские норовили держаться вместе, ходить на одни и те же мероприятия и вводить строгую дисциплину (скажу в скобках, что меня, безработного, лишили выданной всем остальным дотации на питание просто из-за того, что я нашёл себе альтернативное место ночёвки - в головы коммунистов никак не укладывалось, что "полного пансиона" мне там не предоставляли). Увы, дикость и какая-то общая "невладелость" коммунистов и части профсоюзников, какое-то конкурентное, несолидарное их поведение сидит в них очень глубоко - думаю, частично этим и объясняется и их феноменальный успех на последних выборах в России, и их неспособность организовать эффективные кампании солидарности в тех редких случаях, когда в стране вспыхивают-таки крупные забастовки. Для примера скажу, что когда на обратном пути восемь анархистов из Киева, Краснодара, Москвы, Омска, Самары и Северска решили выйти из автобуса и задержаиться в Берлине по своим экологическим, профсоюзным, медиальным и панковским делам, коммунисты организовали голосование на тему, можно ли им это сделать. Учитывая, что визы у всех действовали ещё недели две, всё это не тянет даже на дурной анекдот. Однако, коммунисты превратили минутный вопрос в многочасовое изнурительное обсуждение. Профсоюзник из Питера Михаил Дружининский, ветеран антиглобалистских поездок (он был и во Флоренции, и в Генуе), вставший в этом вопросе на сторону анархистов, успокаивал молодёжь: "У коммунистов это всегда так, они без этого не могут, не переживайте". Мы особо и не переживали.

В Берлине мы, конечно, из автобуса вышли. И ещё с неделю укрепляли интернациональные связи в этой европейской столице неформального левого радикализма. А коммунисты сразу поехали дальше, в Россию, готовиться к своим выборам, к своему "феноменальному успеху". Честно говоря, после личного общения с комактивистами, у меня нет ни секунды сомнения в том, что КПРФ или радикально изменится, или умрёт. В самое ближайшее время. Но левая идея и левое дело без них не загнутся. Так что не жалко. В этом тоже убедили меня два форума и одна демонстрация в Париже.


Альтермондиализм как модель

Не знаю, как будет развиваться протестное движение в нашей стране дальше, особенно в условиях нарастающего авторитаризма, ползучей ликвидации основных гражданских свобод вроде совободы слова, свободы ассоциаций и т.п. - я не оракул. Но я полагаю, всемирная "антиглобалистская" модель может рассматриваться как неплохой образец для постсоветских стран именно в силу своей сетевой, горизонтальной, неиерархической структуры. В рамках такой сети возможен не только обмен информацией, она же может стать сетью солидарности, а со временем и сетью совместных действий. Почему бы экологам и феминисткам не присоединиться к акции против реформы трудового законодательства - ведь все мы работаем? Почему бы экологам и профсоюзникам не поддержать феминисток в их борьбе против неравной оплаты женщинам за равный труд и против семейного насилия - неужели мы готовы мириться с этим? Почему бы профсоюзникам, феминисткам, антивоенщикам и правозащитникам не поддержать экологов в их борьбе против опасных строек и против нового лесного кодекса, который, рано или поздно, задушит смогом всех нас?

Очень важно, чтобы существующие сегодня экологические, профсоюзные, правозащитные, феминистские, антивоенные, медийные и прочие общественные инициативы и их участники понимали, что они не одни, что во многом их интересы сходятся, что они могут сотрудничать друг с другом, помогать друг другу, да и просто дружить. Только это - нормальные человеческие отношения - рука об руку - и можно сегодня противопоставить машине государства и капитала, которая нас всех пожирает, независимо от пола, возраста, национальности, цвета кожи, сексуальной ориентации и прочих привходящих факторов. Все мы - люди, все мы хотим жить, все мы хотим жить достойно. Нам пора бы уже заметить друг друга и протянуть друг другу руки.